В Москве и Одессе
проводится набор в группу обучения методике ДФС.

Ведущий: Кириллов Сергей

 МЕТОДИКА ДФССТАТЬИБИБЛИОТЕКАВИДЕОАРХИВИНСТРУКТОР 
В Москве, 28 ноября 2017 (вторник) в 19:00 по адресу
ул. Новодмитровская 5-а (карта →)
состоится презентация курса по методике ДФС.
Инструктор - Кириллов Сергей.
Запись на ознакомительное занятие: +7 (929) 902-98-05 (Анна)
Ознакомительное занятие
Ваше имя:*
E-mail:
Телефон:
Город:

Ситуации и События как Пространство и Время
Автор: Калинаускас И.Н.
 

 

...Примером такого иного отношения может служить разница во времени проживания. Сколько человек живёт "на самом деле"? И как это измерить? Понятно, что конвенциональное время здесь не подходит. То, что показывают часы, - это нулевая функция социума, то есть аспект координации, для того чтобы синхронизировать деятельность большого числа людей. Индивидуальное время, единица индивидуального времени... Я предлагаю в качестве такой индивидуальной единицы событие. Красивое русское слово "со-бытие", с бытием. Почему я предлагаю именно это? Психологически это и есть единица времени. Не зря иногда нам кажется, что время тянется, тянется, тянется и ничего не происходит, а иногда - что время мчится, мчится, мчится и много-много чего случается.

Определим, что такое событие. На режиссёрском языке при анализе пьесы как некоторого отрезка жизни некоторых людей событием считается факт, который изменяет поведение людей, присутствовавших при этом факте. Не всякий факт есть событие. Событие обязательно влечёт за собой изменение. И это изменение поведения меняет ситуациюСитуация - это единица субъективного пространства. Есть длинные, долговременные, длящиеся ситуации, кратковременные ситуации и ситуации, так сказать возникающие и исчезающие почти сразу - как виртуальные частицы в физическом вакууме. Это зависит от силы события. А чем измеряется сила события? Тем, на сколько, условно говоря, градусов изменилась линия вашего поведения.

Таким образом, когда мы говорим об индивидуальной жизни, мы говорим о ситуациях, которые являются пространством в жизни, и о событиях, которые являются единицей времени жизни. События и ситуации могут быть внешние и внутренние. Два параллельных потока:
- ваша внутренняя жизнь (иногда, или часто, или полностью совпадающая с внешней);
- внешняя жизнь, внешние события, внешние ситуации.

Не всякий даже грандиозный факт является событием. Внешняя может быть бурная, кто-то у кого-то выиграл в футбол, кто-то кому-то проиграл, один курс валюты падает, другой поднимается, политик проиграл, кого-то арестовали, а кого-то наоборот, кто-то дал взятку, кто-то взял взятку - это всё факты. Благодаря средствам массовой информации количество внешних фактов, достигающих нашего внимания, растёт не по дням, а по часам. И даже те, кто принципиально не смотрит телевизор, не читает газет и журналов, всё равно слышат - и слышат и видят очень много.

Но индивидуальное время не зависит от обилия фактов. Индивидуальное время зависит только от таких фактов, которые меняют линию поведения и порождают, соответственно, новую ситуацию, - от количества событий. Есть люди, которые думают, что есть первичное событие: я родился, и есть конечное событие: я умер. Они полагают, что жизнь - это ситуация, ограниченная двумя такими событиями. И многим почти удаётся прожить в этой единственной ситуации, игнорируя все факты, которые могли бы изменить линию их поведения. А поскольку нас приучают думать и оценивать не на языке пространства-времени, а на языке целей и их достижения, возникает такой знаменитый фантом, которого ни в объективной, ни в психологической реальности нет, но как фантом существует - он называется линия жизни.

Представьте реальную нашу жизнь. У нас есть линия поведения, связанная с одними, другими, третьими обстоятельствами нашей жизни. На этих линиях возникают события, которые чаще всего мы рассматриваем как катастрофу, линии изменяют своё направление, перепутываются. Ведь события происходят параллельно: в личной жизни одно, ну службе другое, в дружбе третье... Что получается? Броуновское движение. Даже линию поведения как таковую можно вычертить только условно, проанализировав и усреднив общее направление. А общее направление одно: от рождения к смерти. Поэтому появляется некий подсознательный фатализм, потому что больше общего направления нет.

Возникла цель, жажда обладать чем-то - поведение более или менее выпрямилось, сгруппировалось по отношению к этой цели, цель достигнута - и всё сначала. Так постепенно нас дрессируют не видеть хаоса своей собственной жизни, прячась за шоры целей. Но, к сожалению, и здесь не очень получается, потому что целей тоже некоторое количество. Тогда нам говорят: есть иерархия - сначала вот это, потом вот это, потом вот это... Это уже получается технология: цель превращается в средство, в ступеньку к достижению основной так называемой цели. Описать это как целое можно только между двумя событиями - между рождением и смертью. Между ними жизнь распадается на фрагменты. А если жизнь распадается на фрагменты, то линия жизни - это такая огромная иллюзия, фантом, который нам позволяет думать: "Я всё-таки куда-то двигаюсь".

Что это даёт социуму, социальной жизни? Это даёт возможность провоцировать человека присоединиться к линии какой-либо общественной силы: партии ли, движения ли, что там у нас ещё есть? Там есть линия, простая как правда: мы победим, мы заработаем больше всех, наш товар самый лучший... Имеет это отношение к индивидуальной жизни? Нет. Это очень эффективный способ отождествления с Мы, при котором индивидуальное нивелируется.

Тогда остаётся что? Частная жизнь. Частная жизнь при ближайшем рассмотрении состоит из хаоса желаний: и этого хочется, и этого...

Однако мы хотим как-то ориентироваться в этом пространстве своей жизни, в этой большой ситуации. Разумно это - ориентироваться, и хочется ориентироваться не только в социальной среде, но и в собственном своём внутреннем и внешнем.

Отказываемся от понятия линия жизни. Какое понятие можно предложить взамен? Сцепление событий. У В.Шкловского есть такая замечательная работа "Теория прозы", где он вводит определение: "роман как сцепление событий". Потрясающий способ анализа жизни внутри пространства художественного произведения. Художественное произведение от жизненного отличается только одним - большей концентрацией событий. Поэтому там всё интересно. Смотришь кино - интересно! Потому что события происходят часто и всё меняется... Динамика! В жизни то же самое, только растянуто не на одну серию и даже не на десять, а на всю жизнь...

Если ретроспективно взять какой-то отрезок конвенционального времени: год, пару лет - и посмотреть на него с точки зрения сцепления событий, что мы увидим? Посмотрим, сколько было событий, сколько раз происходило нечто, что меняло мою линию поведения. Например, внешние. Были ли события, внешние, которые изменили линию моего поведения? Ну, если никого не арестовывали, не заключали под стражу и не приговаривали к тюремному заключению, то смена места работы ещё, может быть, изменила линию поведения, а может и нет. Выясняется, что внешних событий с этой точки зрения очень мало. А если событий мало, то ситуации длятся очень долго. А человеку кажется, что он меняется, всё вокруг меняется, новая жизнь началась, - а это всё одна и та же ситуация. Вот почему все плачут - скучно, событий нет. Но это же естественно. Одна из основных целей социального управления поведением людей - стабильность, предсказуемость, отождествление с конкретной системой ценностей. Какие события?! Где-то там какое-то светлое будущее впереди, но это ж впереди...

Поэтому событие реальное внешнее, как правило, мы воспринимаем как вынужденную катастрофу: я вынужден изменить свою линию поведения. Но если мы относимся к жизни своей хотя бы как к некоторому тексту, пытаемся не просто жить, а иметь какую-то обратную связь о своей деятельности: сделал - получил, то тогда мы можем даже это небольшое количество событий рассмотреть как некую систему.

Отфиксировав изменения в своей жизни, человек может оглянуться и понять, какое событие изменило его поведение. Хаотичность жизни проистекает из того, что человек не знает, в какой ситуации находится, какое событие её породило, это его ситуация или он в чужой участвует. Очень часто человек принимает за своё - чужое. Чьё-то событие вовлекло его в какую-то ситуацию, она чужая, это не его событие. Он просто участник. И хорошо, участвуй на здоровье, если не нравится - выйди. Но человек не осознаёт, где он. Начинает в чужой ситуации пытаться вести себя как в своей, возникает конфронтация, борьба автора ситуации за своё... Чья ситуация, в которой ты находишься? Кто причина? В чужой ситуации - это одно, а в своей - это совсем другое. Из своей выйти невозможно, пока она не исчерпается и не возникнет новое событие, а из чужой-то всегда можно выйти, даже если зашёл случайно, можно сказать: "Извините, я ошибся", - и выйти.

Очень часто человек в своих ситуациях не проявляет такой бурной деятельности, как в чужих. Потому что подсознательно знает, что ни за что в итоге здесь не отвечает...

Если вы выбираете событие как единицу времени, у вас строится схема: исходное событие, ситуация, новое событие. Если вы выбираете конвенциональное время, то у вас получается столько-то часов, столько-то дней, столько-то месяцев.

Жизнь - это ситуации, порождённые сцеплением событий. Траектория жизни описывается сцеплением событий. Но в каждый отдельный момент мы здесь и сейчас, в данной ситуации. Чтобы реализовать красивый лозунг: быть здесь и сейчас, - практически необходимо мыслить ситуационно, иначе интерпретации возможны всякие, в основном, неадекватные.

Чем жестче социальное структурирование, тем меньше событий в индивидуальной жизни... а значит, время исчезает, остаются только часы. Чем меньше событий, тем труднее проследить их сцепление и понять, что вот это событие связано с предыдущим вот такой-то связью. Но ещё труднее понять, что произошло цунами в Индонезии, и в результате мой партнёр кинул меня на пятьдесят тысяч. Слишком обширное сцепление событий надо увидеть как целое. Нам трудно в это поверить. Выслушать мы можем, сделать вид, что согласны, тоже можем, но поверить в то, что сказанная мною в прошлом месяце в конкретной ситуации фраза через месяц привела к тому, что у меня случилась такая (с моей субъективной точки зрения) большая неприятность... В это поверить, пока не проведут и не покажут, почти невозможно. И даже когда показывают, первое, что забывается, - это сцепление событий. Почему? Потому, что никто не сознается, что это он раздавил бабочку и из-за этого вместо демократии наступил фашизм через пять тысяч лет. А как самому себе сознаться, что ты полтора месяца тому назад сказал, а сейчас это тебе обернулось? И даже если человек, который не находится в твоей ситуации, то есть может видеть её, тебе показывает, как это произошло, то сначала это большая неожиданность, потом отрицание, потом вытеснение... Есть же линия жизни - это судьба! Это судьба! Как удобно: это - судьба!

...Мы читаем замечательные призывы и пожелания жить сознательной жизнью, проснуться, вспомнить, но ничего не происходит, это не становится событием нашей индивидуальной жизни. По одной простой причине, если принять эту концепцию, то уже ничего нельзя ляпнуть, если ляпнул, то придётся принять последствия. Так встаёт с другой стороны всё тот же вопрос: а хочет ли человек быть собою, а не прятаться в Мы? Выясняется, что не очень хочет, потому что личная ответственность воспринимается как система наказания, не как личная, а как требуемая извне. Посыл в том, чтобы быть ответственным, потому что это личное намерение, а не потому, что так велели, рекомендовали... Он может возникнуть только в связи с иным вИдением своей собственной жизни...

...Возьмём знаменитый призыв: человек должен развиваться, совершенствоваться, самосовершенствоваться... Что это означает? Что такое "развиваться"? Это значит изменяться. А что означает измениться? Это значит изменить одну ситуацию на другую. А как изменить одну ситуацию на другую? Должно произойти определённое событие. Внутренний мир гораздо пластичнее внешнего. Он менее достижим для давления внешних, особенно социальных обстоятельств. Внутренний мир подчинён вам гораздо больше, чем внешняя жизнь. Изменения, в нём происходящие, совсем не обязательно заметны для окружающих. А это означает, что время внутренней жизни и пространство внутренней жизни может быть действительно вашим временем бытия, индивидуальным временем проживания.

Мы имеем возможность заполнить свою внутреннюю жизнь таким количеством событий, которое наше внутреннее время может вместить, довести в пределе, сегодня известном, до десяти тысяч по отношению к конвенциональному времени. Теоретически на базе сегодняшних знаний о деятельности мозга и на базе того, что мы можем прочитать в экспериментальной психологии древних и не совсем древних, десять тысяч событий в секунду - это наш предел и наш ресурс времени проживания.

Повседневная жизнь настолько проста, что никаких таких особых способностей от человека не требует, поэтому время от времени всплывает эта тема в СМИ: "Что делать людям с выдающимися способностями?" Не нужны они. Ни человек, который умеет считать со скоростью компьютера, ни человек, который приклеивает себе на грудь двести килограммов, как живой магнит, - не нужны. В цирке и то уже вакансии нет на эту тему, там уже конкурс... А для внутренней жизни всё это нужно, чтобы жить максимально интересно и содержательно внутри себя.

...Работая над пространством-временем своей внутренней, субъективной реальности, мы увеличиваем объём проживания, что, естественно, повышает мотивацию самореализации. Потому что внутри много, хочется это объективизировать, вынести наружу... Переполненность внутренняя совершенно не мешает адекватности самореализации, то есть внятности, членораздельности, дикции поведения.

Если правильно выбрать единицу времени персональной жизни, то у вас появляется не фантом линии жизни, а динамика: событие порождает ситуацию, событие закрывает ситуацию, порождает новую ситуацию - сцепление событий. Воспринимая так пространство-время своей индивидуальной жизни, вы для себя самого становитесь провидцем и прорицателем. Вы не придумываете - вывидите, куда движется ваша жизнь, еще раньше, чем это произойдёт, и поэтому можете влиять, изменив сцепление событий, изменив ситуацию, породить событие, которое изменит ситуацию, если она вас не устраивает.

Научившись видеть ситуации и сцепления событий, вы получаете возможность видеть структуру своего пребывания в мире и влиять на неё.

(цит. по: И.Н.Калинаускас "Интеллектуальная авантюра. Истоки бытия." - СПб, "Афина", 2010)

 
23 сентября 2011

МЕТОДИКА ДФССТАТЬИБИБЛИОТЕКАВИДЕОАРХИВИНСТРУКТОР