В Москве и Одессе
проводится набор в группу обучения методике ДФС.

Ведущий: Кириллов Сергей

 МЕТОДИКА ДФССТАТЬИБИБЛИОТЕКАВИДЕОАРХИВИНСТРУКТОР 
В Москве, 28 ноября 2017 (вторник) в 19:00 по адресу
ул. Новодмитровская 5-а (карта →)
состоится презентация курса по методике ДФС.
Инструктор - Кириллов Сергей.
Запись на ознакомительное занятие: +7 (929) 902-98-05 (Анна)
Ознакомительное занятие
Ваше имя:*
E-mail:
Телефон:
Город:

Эмоциональный интеллект. История становления понятия эмоционального интеллекта.

В психологии уже давно велись поиски объяснения некоторых феноменов из социально-эмоциональной сферы психики человека, которые не связаны напрямую с общим интеллектом (мышление, речь, память, внимание, воображение) человека. И в качестве предшественников современной концепции эмоционального интеллекта можно назвать теорию социального интеллекта и экзистенциально-гуманистическое направление в психологии.

Что касается термина «социальный интеллект», он появился уже 1920 году и первоначально понимался как «дальновидность в межличностных отношениях» (Э. Торндайк). Позже в 1937 году его определяли как «социальную приспособляемость» (Г. Олпорт), а уже в 1960-е годы в Дж. Гилфорд и М. Салливан разработали первый надежный тест, измеряющий уровень социального интеллекта человека.

Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. Одной из самых известных теорий в рамках данного подхода стала концепция самоактуализации личности А. Маслоу, разработанная в 1950-е годы. Понятие самоактуализации синтетично и включает в себя непрерывное и всестороннее развитие духовного и творческого потенциала человека, адекватное восприятие себя и окружающих, мира и своего места в нем, высокий уровень психического здоровья и моральности, максимальную реализацию всех своих возможностей. Гуманистическая теория рассматривает человека как существо самоценное и самодостаточное. Источник развития находится в самом субъекте – по аналогии с желудем или зерном. Зерно будет расти тогда и так, как ему необходимо, при наличии соответствующей почвы, влаги и воздуха. Человек будет расти в лучшем для него направлении при наличии необходимой развивающей среды.

Такое понимание человеческой природы привело к «буму» интегральных исследований личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны психики человека. До этого времени в психологической науке доминировала аналитико-когнитивная парадигма, в которой слишком много внимания уделялось информационным, «компьютерообразным» моделям интеллекта, а эмоции рассматривались как враг логичного, рационального и разумного.

В 50-60-е гг. 20 века уже стал очевидным тот факт, что показатели тестов измерения IQ, имеющие огромную популярность на Западе, не играют значительной роли в том, что называется жизненным успехом или социальной реализацией. И это неудивительно, так как IQ измеряет лишь некоторые из пяти высших психических функций, полностью обходя своим вниманием эмоциональные, волевые и мотивационные процессы.

В 1990 году один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства в профессиональном сообществе, стала первой публикацией на эту тему. Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции – как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни. При этом надо понимать, как позже написал коллега Салоуэя Дэвид Карузо, «эмоциональный интеллект – это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов». Кстати, одна из классических интерпретаций термина "интеллект" Давида Векслера звучит так: «интеллект есть умение действовать целенаправленно, рационально и эффективно с целью достижения успеха в данных условиях», что примиряет общий и эмоциональный интеллект в их конечной цели.

Фактически один из нескольких прорывов в исследовании эмоционального интеллекта произошел после разработки Реувеном Бар-Оном, израильским психологом американского происхождения (он же автор термина «коэффициент эмоционального развития»), инструмента, известного в последствии как EQ-i, что означает Emotional Quotient Inventory или «перечень вопросов для определения коэффициента эмоциональности». Позже этот инструмент стал известен как «модель эмоционального интеллекта Бар-Она». 

Широкую же популярность понятие «эмоциональный интеллект» приобрело благодаря Дэниэлу Гоулману, известному журналисту «New York Times», чья книга «Emotional Intelligence» произвела настоящий фурор в США в 1995 году.

Дэниэль Гоулман в своей книге представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Гоулман объясняет это тем, что для того, чтобы попасть в менеджеры, необходимо обладать определенным уровнем IQ. Он нужен вам для того, чтобы, например, поступить в университет. Поэтому все менеджеры обладают определенным уровнем IQ. А для того, чтобы подниматься по карьерной лестнице, надо уже что-то другое. Когда в многочисленных исследованиях сравнивали, чем же лидеры-"звезды" отличаются от средненьких менеджеров, то исследования стали указывать на способности другого рода, связанные с пониманием эмоций и управления ими.

Другими словами, чем выше был ранг руководителя, тем больше навыков эмоционального интеллекта было заложено в фундамент их успеха. При сопоставлении выдающихся представителей топ-менеджмента с «середнячками», занимающими посты такого же уровня, оказалось, что около 85% различий в их эффективности можно приписать факторам эмоционального интеллекта, а не когнитивным способностям, не специализации.

 

В Америке сейчас даже стало популярным такое высказывание: «IQ gets you hired, but EQ gets you promoted» (Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру ). 

На сегодняшний день существует четыре основных модели эмоционального интеллекта, разработанные и описанные в работах ведущих западных исследователей (R. Bar-On, D. Goleman, R. Cooper и J. Mayer, D. Caruso, P. Salovey).

Интересные факты об эмоциональном интеллекте 

  • … несмотря на отсутствие различий между мужчинами и женщинами по общему уровню EQ, наблюдаются гендерные отличия по отдельным компетенциям эмоционального интеллекта. Так, у женщин EQ более развит в его межличностных показателях (эмоциональности, межличностных отношениях, социальной ответственности), а у мужчин – во внутриличностной сфере (самоутверждение, способность отстаивать свои права), а также способности управлять стрессом и умению решать проблемы (Орме, 2003).
  • … поведенческие привычки эмоциональных различий среди взрослых мужчин и женщин изначально детерминированы подходом в воспитании детей (Goleman, 1988). В этой связи андрогинность (выраженность в равной степени мужских и женских психологических паттернов) может рассматриваться как следствие определённой стратегии воспитания в родительской семье.
  • … положительная взаимосвязь андрогинности и эмоционального интеллекта обнаружена в исследовании D. D. Guastello, S. J. Guastello (2003). Андрогинные испытуемые, в отличие от индивидов с сугубо мужскими и женскими характеристиками, проявляют большую эмоциональную гибкость: в зависимости от ситуации они могут быть то независимыми и сильными, то мягкими, заботливыми и добрыми (Олифирович, Громова, 2003).
  • … в исследовании, проведенном в США, было выявлено, что люди, удовлетворенные своей семейной жизнью, имели значительно более высокий уровень EQ, чем те, которые не были ей удовлетворены (Орме, 2003).
  • … результаты исследований (Wang, Anderson, 1994) показывают, что испытуемые с внешним локус-контролем (люди, склонные принимать решения с опорой в большей степени на мнение других людей) более склонны прощать как других, так и себя. Испытуемые с внутренним локус-контролем (люди, склонные принимать решения, опираясь преимущественно на собственное мнение) чаще осуждают себя и склонны к осуждению других.
  • … IQ (коэффициент умственного развития) практически не меняется с молодости; выкристаллизованный интеллект (деятельность, связанная с накоплением знаний) с годами может расти; изменчивый интеллект (краткосрочная память, абстрактное мышление и его скорость) уменьшается; а EQ (коэффициент эмоционального развития) развивается всю жизнь.

 

17 октября 2011
МЕТОДИКА ДФССТАТЬИБИБЛИОТЕКАВИДЕОАРХИВИНСТРУКТОР